Природа в стихах С. А. Есенина: анализ стихотворения "Черёмуха"

Читать: Стихотворение С. А. Есенина "Черёмуха"

(Иллюстрация: Геннадий Целищев)

Анализ стихотворения "Черёмуха"

Стихотворение с первых же строк делает читателя свидетелем весеннего расцвета природы на примере небольшой сюжетной сценки, так характерной для этого времени года в России. Обычно неяркая в момент весеннего пробуждения природа, окружающая поэта, наполнена звучанием и светом.

Не случайно главным поэтическим приемом Есенина, использованным в стихотворении «Черемуха душистая…», стала аллитерация. Даже неискушенный читатель заметит насыщенность речевых оборотов стихотворения сочетаниями согласных, передающих весеннее журчание ручья или трепетание на ветру листьев черемухи, сопровождающееся их шорохом.

При помощи сочетаний сонорных и звонких согласных поэт передает звуки бурления бегущего ручья, шорохи же, создаваемые травой и листьями под воздействием ветра, читателю слышатся в обилии глухих и шипящих.

В стихотворении перед читателем последовательно встают два образа: черемуха и ручей. Автор как будто переводит взгляд с наполненных солнечным светом, сверкающих от росы ветвей дерева к бурному ручью, пробужденному весной. На протяжении стихотворения поэт дважды обращается к каждому из образов.

Объемность нарисованной поэтом картине весеннего оживления, царящего в природе, придают яркие эпитеты: «роса медвяная», «зелень пряная» и др.

Единение природы в общем, не всегда стройном хоре весенней радости подчеркивается в последних строках стихотворения при помощи все той же аллитерации. Здесь изначально бурлящий ручей, покоренный очарованием черемухи и как будто бы утомленный слишком бурным проявлением жизненной силы, уже поет ей песенки с вкрадчивостью поощряемого влюбленного.

Гармония и умиротворенность слышатся в этих строках, где сочетания звонких и сонорных перемежаются с глухими и шипящими, да и ручей уже не просто «рядом, у проталинки», как отдельный объект, а в контексте с черемухой. Разрозненные элементы картины в последних строках соединяются в одну миниатюру, наполненную жизнью, радостью и согласованностью.

Все возможные органы чувств автора задействованы в восприятии весеннего оживления природы, поэтому и читатель не остается равнодушным к этой картине жизни.


Комментарии

Будьте вежливы! Сообщения проверяются. Написать в редакцию сайта: обратная связь.